четверг, 17 августа 2017 г.

Художник по костюмам Данило Донати: певец Ренессанса.

В ответ на мой комментарий к чужому посту по поводу смерти Эйко Ишиоки, мне написали: «не расстраивайтесь, незаменимых нет». Я не стала вступать в дискуссию, но на самом деле, я убеждена: НЕЗАМЕНИМЫЕ ЕСТЬ.

Как и кем можно заменить Боттичелли, Врубеля, Дали и других художников, оставивших ярчайший след в истории культуры? Можно ли заменить Пушкина, Данте, Бодлера? Стали бы мы смотреть старые фильмы, читать классику, отстаивать очереди в музеи — если всем и всему была бы замена?

Среди многих талантливых художников по костюмам, двух дизайнеров я считаю просто уникальными: Эйко Ишиоку и Данило Донати. Они не просто одевали киногероев, они создавали вместе с режиссерами другую реальность, эстетику, мир. Про Ишиоку я уже не раз писала, сегодня пришла пора рассказать о Донати.




Данило Донати



Вот некоторые из его работ в качестве художника по костюмам:

- "Евангелие от Матфея" (1964) Пазолини
- "Укрощение строптивой" (1967) Дзеффирелли
- "Феллини - Сатирикон" (1969)
- "Брат Солнце, сестра Луна" (1972) Дзеффирелли
- "Рим" (1972) Феллини
- "Амаркорд" (1973) Феллини
- "Калигула" (1979) Тинто Брасс
- "Жизнь прекрасна" (1996) Бениньи
- "Пиноккио" (2002) Бениньи



Он имеет 2 статуэтки Оскар:
1977 год - за фильм "Казанова Феллини"




1969 год - за фильм "Ромео и Джульетта" Ф. Дзеффирелли




Но Донати еще не раз выступал в качестве художника - постановщика:

- "Рим" (1972) Феллини
- "Амаркорд" (1973) Феллини
- "Интервью" (1987) Феллини
- "Пиноккио" (2002) Бениньи
и уж, что совсем удивительно - "Тихий Дон" (2006) С. Бондарчука

Собственно, стать художником - постановщиком Донати вынудил Феллини, который сказал ему: "Если Вы хотите делать для меня костюмы, то также должны разрабатывать и сценографию". В сарае на Cinecitta Донатти сделал свою собственную студию, где создавал костюмы и реквизит из различных материалов, часто, весьма необычных.



Любимый художник по костюмам Федерико Феллини и Франко Дзеффирелли Данило Донати родился в 1926 году в Судзара, что находится в итальянской провинции Ломбардия.
Данило с самого раннего возраста интересовался живописью и литературой. Поэтому принял решение поступать в знаменитую кузницу школу искусств Scuola d'Arte di Porta Romana во Флоренции. Эту школу закончили знаменитые художники по костюмам Г. Пескуччи, А. Анни. После окончания он смог получить отсрочку от армии. Данило воспользовался этим, чтобы стать учеником у живописца Оттонио Розаи во флорентийской Accademia d'Arte (эту академию закончили П. Този, Ф. Дзеффирелли, Олег Кассини).

Флорентийскую атмосферу сороковых годов и дни, перед освобождением города союзническими войсками, Данило Донатти позже описал с своем романе "Комендантский час".



В середине сороковых годов он поселился в Риме, вместе со своими друзьями Умберто Тирелли, Франко Дзеффирелли, Пьеро Този, Мауро Болоньини. В то время они весело проводили время, но и много работали.



Юные Франко Дзеффирелли и Данило Донати

Как рассказывал сам художник в одном из интервью, изначально он не собирался быть дизайнером костюмов, но случайная встреча в Милане с Л. Висконти изменила всю его жизнь. "На чердак, где я работал в качестве помощника у плохого художника, поднялся элегантный мужчина. Он выслушал мои жалобы и взял меня в Ла Скала. Это был Лукино Висконти".

Так Донати стал ассистентом художника по костюмам в операх, которые ставил Лукино Висконти в Ла Скала -  "Весталке"  (1954) и "Травиате" (1955) с Марии Каллас в главной роли.
 В 1959 году он дебютировал в разработке костюмов для фильма "Великая война" Марио Моничелли. Ну а дальше - сотрудничество с Пазолини, Дзеффирелли и Феллини.




кадр из фильма "Калигула"

Хотя Донати и не был флорентийцем по рождению, он был им по духу. Его навсегда очаровало творчество художников Возрождения, работы которых во Флоренции можно увидеть повсюду: в любой церквушке, в любом палаццо, в любом музее.



фрески Гирландайо в капелле Торнабуони церкви Санта Мария Новелла (Флоренция)




фреска Беноццо Гоццоли в капелле Волхвов палаццо Медичи - Риккарди (разумеется, тоже Флоренция)




кадр из фильма Ф. Дзеффирелли "Ромео и Джульетта"


И все работы Донати в кино несут на себе отпечаток этой любви к Ренессансу. "Чтобы делать костюмы, - любил говорить он, - вы должны знать все: живопись, кулинарию, музыку, историю".



фреска Гирландайо




костюмы из фильма "Ромео и Джульетта"

Именно из эпохи Возрождения он позаимствовал особенный подход к структуре костюма, к его объемам, цвету, фактурам.




Тициан. "Портрет неизвестного с серыми глазами". 1538 Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти. Когда смотрю на этот портрет всегда удивляюсь масштабу костюма...


Первую свою возможность интересно поработать на экране с цветом и текстурой Донати получил в фильме Дзеффирелли "Укрощение строптивой" (1967).


12 13

Элизабет Тейлор хотела, чтобы художником по костюмам в фильме была Ирэн Шараф, одевавшая ее в "Клеопатре". Дзеффирелли разрешил Ирэн делать платья для Лиз, но все другие костюмы поручил изготовить старому другу Донати. Только он смог "справиться" со сложной фигурой Ричарда Бартона, у которого были узкие плечи и плотный торс. Художник придумал костюмы с огромнейшими рукавами, которые делали актера мужественнее.







Легкая утрированность форм и отделок - стала отличительной чертой творчества Донати. Мы видим это в фильмах «Ромео и Джульетта» , «Брат Солнце, сестра Луна» Ф. Дзеффирелли, «Казанова», «Сатирикон» Феллини.






кадры из фильма "Брат Солнце, сестра Луна" Ф. Дзеффирелли




кадр из фильма "Казанова Феллини", так костюм выглядел в кадре,




а так - на сайте ателье Тирелли







еще одно платье из фильма "Ромео и Джульетта"

Донати огромное значение придавал самим тканям.

 



кадры из фильма "Брат Солнце, сестра Луна"

Все мужские и женские костюмы для фильма "Брат Солнце, сестра Луна" были сшиты из специально разработанной во флорентийской La casa d'Arte Cerratelli ткани. И там же изготовлены. Хочу этому волшебному ателье по пошиву костюмов для театра и кино посвятить отдельный пост.



кадр и костюмы из фильма "Брат Солнце, сестра Луна"



Для фильма Феллини «Сатирикон» художник тоже специально придумал текстиль, который не должен был напоминать зрителю ничего современного.





Своими костюмами Донати усиливал режиссерскую драматургию фильма.
Например, роскошь фактур и яркость цвета костюмов знати и духовенства в фильме «Брат Солнце, сестра Луна» он противопоставил простым серым дерюгам святого Франциска Ассизского и его духовным братьям.







В «Казанове» художник цветом костюмов иронично разделил гостей на французов и испанцев.




Французы, слева - рокально - легкомысленные. Испанцы - справа, мрачно - инквизиторские.


В «Ромео и Джульетта» так же, при помощи цвета, он, словно две футбольные команды, разделил Монтекки и Капулетти.




Поскольку работа с таким режиссером, как Феллини подразумевает блеск и гротеск, эксцентричность и яркость клоунады - Донати часто использовал блестки, бликующие ткани, а то и лампочки, как в показе церковной моды в фильме Ф. Феллини «Рим».



платье Д. Мазины из фильма "Джинжер и Фред"





Последний фильм, на котором работал Донати в качестве художника - постановщика и художника по костюмам был "Пиноккио". К сожалению, увидеть смонтированный фильм он так и не смог, так как умер в последние дни съемок 2 декабря 2001 в возрасте 75 лет.




Донати повезло работать с известными итальянскими режиссерами, которые обладали удивительно развитым чувством визуализации. Но и им выпало счастье работать с такой яркой художественной индивидуальностью. Не было бы законченности в фильмах Феллини без костюмов и декораций Донати. Или ренессансной убедительности в картинах Дзеффирелли без пышных, колористически и фактурно сложных одежд персонажей.
Да, работали в то время в Италии другие прекрасные художники по костюмам, такие, как Този, Анни, Милленотти. Но их творческий почерк совсем другой, более легкий, изящный, лишенный смелого гротеска и мощного цветового натиска. А ведь костюм, не устаю я повторять, это не только красивые тряпочки, прикрывающие наготу героев и обозначающие эпоху, это еще сильный способ воздействия на зрителя для их восприятия картины в целом.
Так что, уверяю вас, незаменимые есть.

Ссылки по теме поста:
http://www.imdb.com/name/nm0232219/
интервью с Д. Донати http://unpaese.blogspot.com/2010/11/ricordando-danilo-donati.html
http://www.vogue.it/encyclo/cinema/d/danilo-donati
http://www.filmreference.com/Writers-and-Production-Artists-De-Edo/Donati-Danilo.html
http://www.imdb.com/title/tt0384712/fullcredits?ref_=tt_cl_sm#cast
http://www.treccani.it/enciclopedia/danilo-donati_(Enciclopedia-del-Cinema)/
фотосессия Лейбовитц на тему фильма "Ромео и Джульетта" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/12565.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий