суббота, 8 июля 2017 г.

Удивительные шляпки Анны Сердобовой. Часть 2. Сказки и фантазии.


В первой части нашего интервью с прекрасным мастером по изготовлению головных уборов Музыкального театра имени Станиславского - Немировича-Данченко Анной Сердобовой мы с вами посмотрели на шляпки разных исторических эпох. Но, как вы понимаете, работа в театре оперы и балета дает неограниченные творческие возможности для любого художника - и для Анны в том числе.




Головной убор из балета "Золушка" Прокофьева. Художник по костюмам Г. Соловьева. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича - Данченко. Фото моё




Я: Аня, какие головные уборы Вам интереснее делать: исторические или сказочные?

Анна Сердобова: Все интересно - если есть, что делать. Чаще всего меня просят создать что-то необычное, чего нельзя приобрести в магазине. Сама я всегда покупаюсь на эскиз. Даже когда много работы - стоит увидеть хороший эскиз и я тут же сразу начинаю думать как это сделать.

Но, как ни странно, перья с цветами я недолюбливаю. Раньше мы делали имитацию перьев, сейчас используются настоящие.





Например, головной убор для Киркорова (художник по костюмам Катя Котова) мы делали по образцу из фильма "Фаринелли-кастрат" (1994 г.).




Кадр из фильма "Фаринелли-кастрат"


Мы использовали не целые перья, а крашеное боа, от которого у меня была жуткая аллергия. Я его разбирала и нашивала каждое перышко на проволоку, потому что таких огромных перьев тогда было не достать.




Фото из архива А. Сердобовой


Позже Филипп заказал у меня похожий красный головной убор. Там были уже материалы совсем другого качества. И он просил сделать его максимально крепким, "на века".




Ф. Киркоров на выставке сценического костюма в ГУМе. Фото из интеренета


Зеленый вариант я делала из лино, а второй, красный, уже из сита. Причем, сито было двойное, и я там еще вставляла "кости" и все крепила к проволочному каркасу. Лино, к сожалению, плохо переносит влагу, и через некоторое время форма начинает "плыть" - ведь артист потеет под софитами…


Интересно было работать с художником по костюмам Галей Соловьевой. Впервые мы с ней встретились на "Золушке" (балет на музыку Прокофьева, МАМТ). Это был первый спектакль, которым открывали сцену театра после его реконструкции. Это очень красивый спектакль. Там у нас был розовый кордебалет, синий кордебалет, где костюм был полностью сделан в одном цвете.




Головной убор Павлина из балета "Золушка". Фото моё


Головные уборы у Гали в спектаклях сложные, но когда она рисует, то уже на эскизах соблюдает все объемы и пропорции. У нее заранее просчитано как будет все выстраивается на сцене.




Сцена из балета "Золушка" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра




Головной убор Феи. Нервущийся тюль, декоративная сетка, парча, стразы, пайетки, сталька. Фото моё




Головной убор Феи. Деталь. Фото моё


На "Золушке" художник меня еще не знала и поначалу относилась настороженно. А вот на втором нашем совместном спектакле, опере "Демон", нам уже было легко работать. Там было столько всего! И шарики, и бусинки, и бахрома из косой ткани, рулики, жгутики, косы из бифлекса и из стрейчевого бархата. Как сделано - непонятно, но выглядит очень красиво.




Сцена из оперы "Демон" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра




Корона Гудала. Сито, лино, парча, синтепон, бусины. Фото моё




Сцена из оперы "Демон" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра




Шлем Синодала из оперы "Демон". Парча, строительная пенка, трикотаж, тюль, тесьма, проволока. "Кольчуга" связана вручную из вытянутых трикотажных полос техникой "макраме" и нашита на черный тюль. Фото моё


Обратите внимание на то, что весь шлем - шитый! Здесь нет никаких металлических деталей.



Шлем Синодала. Фрагмент. Фото моё




Шлем Синодала. Фрагмент. Фото моё




Шлем Синодала. Фрагмент. Фото моё


Все жгуты на "Демоне" и на "Волшебной лампе Алладина" наклеены на ПВА - если их пришить, они будут выглядеть неаккуратно. ПВА - крепкий и пластичный клей, который прошел проверку временем.




Головной убор с бородой для артиста хора. Сито, различная парча, шелк, декоративные тесемки, бусины. Фото моё




Головной убор с бородой для артиста хора. Фрагмент. Фото моё


С Галей мы работали таким образом: художник выбирала эскизы, мы делали по ним образцы, утверждали и запускали в работу. Таким же образом поступали и на спектакле "Волшебная лампа Алладина".




Сцена из оперы "Волшебная лампа Алладина" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра




Эскиз костюма Султана. Художник по костюмам Галина Соловьева




Чалма Султана. Сито, различная парча, трикотаж, шелк, декоративные тесемки, бусины, перья, декоративные кисти, сталька. Фото моё




За кулисами оперы "Волшебная лампа Алладина": Продавец стрел и Продавец фруктов. Фото С. Лехт




Головной убор Продавца стрел. Сито, парча, бусины, декоративные кисти, сталька. Фото моё




Чалма Богатого горожанина. Сито, различная парча, шелк, шнур, бусины, тесьма, сталька. Фото моё




Эскиз костюма Будур. Художник по костюмам Галина Соловьева




Очень интересный головной убор Будур из оперы "Волшебная лампа Алладина". Он состоит из трех частей. Вверху на фото видно две отдельные части. Сито, лино, регилин, тесьма, парча, стразовые ленты, бусины. Фата из тюля. Фото моё




Сцена из спектакля "Волшебная лампа Алладина" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра




Головной убор Будур. Одна часть надета на другую. Фото моё




Сцена из спектакля "Волшебная лампа Алладина" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра




Головной убор Будур. Третья часть - диадема. Фото С. Лехт




Женский головной убор из оперы "Волшебная лампа Алладина". Сито, лино, различная парча, декоративные шнуры, бусины, стразы, трикотаж с напылением. Фото моё




Фрагмент головного убора. Фото моё


У Гали все нарисовано на эскизе, поэтому остается только собрать головной убор из того, что есть: там жгутик, тут тесемка.




Примерка костюма Золотой рабыни. Фото С. Лехт


Раньше мы бы чалму для "Алладина" сделали из каркаса и обмотали бы поролоном - и была бы она неподъемная, как чугунок. А из сита такая чалма получается легкой, отлично держит форму и долго не ломается".




Сцена из спектакля "Волшебная лампа Алладина" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко. Фото взято с сайта театра




Эскиз костюма Мага Магреббина. Художник по костюмам Галина Соловьева




Основа конструкции "хвостика" этой чалмы - множество усеченных конусов, сделанных из сита, вставленных друг в друга и сшитых между собой. Сверху все затянуто тонким трикотажем и задрапированно по спирали парчой, намотанной от кончика к основанию. Фото моё


Из сита сделаны головные уборы и парики к спектаклю "Золушка" Московского театра оперетты (художник по костюмам Елена Чепелева)




Сцена из спектакля "Золушка" Московского меатра оперетты. Фото с сайта театра




Эскиз костюмов для спектакля "Золушка". Художник по костюмам Е. Чепелева




Чепец. Сито, регилин, тафта, проволока. Фото моё




Чепец. Сито, регилин, тафта, проволока. Вид внутри. Фото моё




Сцена из спектакля "Золушка" Московского меатра оперетты. Фото из интернета




Чепец. Сито, регилин, тафта, проволока. Фото моё




Сцена из спектакля "Золушка" Московского меатра оперетты. Фото из интернета




Парик. Сито, регилин, тафта, проволока. Фото моё


Много сказочных головных уборов Аня делала для художника по костюмам Ольги Поликарповой.




Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина). Эскиз костюмов к спектаклю "Сказка о царе Салтане" (2008 г.). Художник по костюмам О. Поликарпова




Костюмы к "Сказке о царе Салтане". Фото О. Поликарповой




Головной убор Белки из "Сказке о царе Салтане". Фото О. Поликарповой


"Мне всегда интересно работать с Олей Поликарповой, она интересный человек, художник с большой фантазией, к тому же, она сама шьет, собирает украшения, и я часто у нее учусь, спрашиваю: "как это можно сделать?"




Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина). Эскиз костюмов к спектаклю "Сказка о царе Салтане" (2008 г.). Художник по костюмам О. Поликарпова




Костюмы к "Сказке о царе Салтане". Фото О. Поликарповой




Головной убор Боярина из "Сказке о царе Салтане". Фото О. Поликарповой




Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина). Эскиз костюмов к спектаклю "Сказка о царе Салтане" (2008 г.). Художник по костюмам О. Поликарпова




Головной убор Бабарихи из "Сказке о царе Салтане". Фото О. Поликарповой


Этот головной убор тоже состоит из двух частей: стилизованной кички и надеваемого сверху венца:



Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина). Сказка "Аленький цветочек" (2010 г). Головной убор. Художник по костюмам О. Поликарпова






На актрисе слева только кичка, а на фото ниже - сверху на нее надет венец






Венец к головному убору из сказки "Аленький цветочек". Фото О. Поликарпова


Для костюма Предательства из сказки "Тайна волшебного колокольчика" Ольгой Поликарповой были придуманы пауки: на двууголке и, в качестве эполета, на плече.




Эскиз костюма Предательства. Художник по костюмам Ольга Поликарпова




Костюм Предательства. Фото О. Поликарповой




Этого паука Аня повторила в подарок О. Поликарповой


"Аня — звезда профессии, - говорит художник по костюмам, преподаватель Школы-студии МХАТ Ольга Поликарпова, - Ее работы, как скульптуры, прекрасны со всех сторон. Она не только с невероятным изяществом может задрапировать ткань, скомпоновать отделки, но и попросить принести дополнительные материалы, которые подчеркнут костюм на сцене и про которые тебе даже не пришло в голову.




Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина) 2011 г. Костюм Беса из "Сказки о том как солдат Иван с войны шел" (по мотивам русских народных сказок). Художник по костюмам О. Поликарпова




Фото из спектакля




Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина) 2011 г. Костюм Главного Беса из "Сказки о том как солдат Иван с войны шел" (по мотивам русских народных сказок). Художник по костюмам О. Поликарпова




Фото из спектакля


Все ее шляпки имеют архитектонику — невидимую, но чрезвычайно продуманную, художественно осмысленную конструкцию, в которой нет ничего лишнего, только "польза, прочность, красота". Аня одинаково прекрасно создает изысканную простоту, художественное нечто и сказочную фантазию.




Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина) 2012 г. Костюм Конька - горбунка. Художник по костюмам О. Поликарпова




Фото из спектакля




Новогодние и Рождественские балы в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина) 2012 г. Костюм Спальника. Художник по костюмам О. Поликарпова




Фото из спектакля


Работать с Аней - счастье! Когда попадаешь в ее кабинет, в ее теплый мир, то невозможно уйти вовремя, как бы ты не торопился. Тебя словно удерживают волшебные нити. Я счастлива что мне были подарены эти радостные часы совместного творчества и, конечно, буду надеяться на новые проекты!"




Головной убор для Новогодних и Рождественских балов в старинной русской усадьбе (музей А.С. Пушкина), 2009 г. Фото из архива О. Поликарповой


Вы видите, Аня не только декорирует готовую шляпку бантиками и ленточками, она сама создает форму и украшения любой сложности. Отсюда мой последний вопрос:

Я: Что нужно уметь для того, чтобы стать мастером по головным уборам?

А. Сердобова: Шить - обязательно. Это наша основа, без шитья никак не получается. Естественно, хотя бы немного крой понимать. Потому что мы все равно отталкиваемся от кроя. Ну и любить нужно шляпки. Муж мне всегда говорит: «Ты счастливая: мало того, что занимаешься любимой работой, ты еще за это деньги получаешь».

От себя лично добавлю, что именно любовь Ани к тому, что она делает - основа ее волшебства. К слову, не все головные уборы, которые ей приходится делать в театре, такие интересные, как в посте, есть и простые вещи. Но и к ним Аня найдет свой подход, вдохнет индивидуальность, и это передастся артисту, а через него, зрителям.

P.S.

Хочу сказать "СПАСИБО!" всем тем, кто помогал мне собрать иллюстративный материал для этого поста:

Анне Сердобовой,

художникам по костюмам Ольге Поликарповой, Дмитрию Андрееву, Галине Соловьевой, Марии Даниловой, Елене Чепелевой,

Светлане Лехт

костюмерам Музыкального театра имени Станиславского и Немировича - Данченко,

костюмерам Российского академического Молодежного театра,

Карине Бадалян и костюмерам Московского театра оперетты!


Комментариев нет:

Отправить комментарий