суббота, 28 января 2017 г.

Коллекция Н. С. Мустафаева. Обувь XVIII века. Часть 2. Пряжки.

Продолжаем рассматривать детали обуви галантного века из коллекции Н. С. Мустафаева.
В прошлый раз мы наслаждались красотой линий, форм и фактур туфель времен рококо, сегодня уделим внимание пряжкам.




"The fashionable shoe-maker trying on an Italian slipper", 1784. British Museum


Для текста поста использован рассказ Н. С. Мустафаева и информация с сайта Первого Российского Виртуального Музея Обуви www.shoe-icons.com

Рассказывает Назим Султанович: "Самое большое изменение в обувной моде XVIII века - это смена застежек с завязок на пряжки. Пряжки на мужской обуви появились еще в XVII веке, в 1660х гг, на женской - чуть позже, объясняется это тем, что платья были длинные и цеплялись за пряжки подолом".




Andreas Stech. Portrait of Aleksander Zaslawski-Ostrogski. Около 1670




Andreas Stech. Portrait of Aleksander Zaslawski-Ostrogski. Около 1670. Фрагмент.
На мужской обуви уже появилась маленькая пряжка.




Ян ван Кессель (II). Портрет семьи в саду - 1679. Фрагмент




Ян ван Кессель (II). Портрет семьи в саду - 1679. Фрагмент. Этот портрет написан на 9 лет позже, чем верхний, а у дамы по-прежнему завязаны банты на туфлях.


До 1710-х вся женская обувь крепилась на шелковые ленты. Когда к 1730 г. подол юбки заметно приподнялся, и в моду вошла юбка на каркасе-панье, то проблема цепляющего подола отпала и женскую обувь стали украшать крупными богато декорированными пряжками наравне с мужскими.




Anton Wilhelm Tischbein - Bildnis der Gattin des Kunstlers mit Sohnchen, circa 1783




Туфли дамские свадебные из шёлковой тафты медного цвета с сизым отливом. Пряжки со стразами. К туфлям прилагается записка на английском языке, сообщающая, что невеста была обута в эти туфли при венчании 21 ноября 1784 г. http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=1404 Фото предоставлено  Н. С. Мустафаевым




Petit-Maitre in Wool Coat, the Pockets, the Collar, and the Buttonholes embroidered: Gilet with pockets, also embroidered etc. (1787)  Galerie des Modes




Коллекция пряжек XVIII века Н. С. Мустафаева. Это фото пряжек и почти все ниже - мои.




Пряжки для обуви XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева. Большие - мужские, маленькие - женские.


Мужские пряжки отличаются от женских большим размером: они довольно широкие, часто, высокие, имеют крутой изгиб.



Pompeo Batoni - Portrait of John Talbot, later 1st Earl Talbot. 1773




Пряжки для мужской обуви XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева.




Траурная пряжка для мужской обуви XVIII века с черными стразами. Этикет французского королевского двора требовал во время первого периода "Большого траура", называемого "шерстяным трауром", носить пряжки из черненых серебра, стали или бронзы. Во втором периоде ("шелковый траур") допускались пряжки из серебра с черными камнями (источник http://www.blason-armoiries.org/institutions/d/deuils-particuliers.htm). На этом фото вы как-раз видите такую пряжку. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




1786 г. Мужчина одетый по правилам "Большого ("шерстяного") траура". Пряжки его обуви из бронзы или стали. Источник http://mimic-of-modes.blogspot.ru/2014/03/cabinet-des-modes-18e-cahier-2e-figure.html?spref=pi




"Манера носить неофициальный траур", 1781, "Galerie des Modes". http://mimic-of-modes.blogspot.ru/2014/10/on-mourning.html На туфлях пряжки с черными стразами.




Траурная пряжка XVIII века с черными стразами. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Поддельные камни изобрел ювелир конца XVIII века Г. Штрасс. Сам он их называл "горный хрусталь", но в народ пошла искаженная версия его фамилии - "стразы".


Вельможи и придворные дамы старались перещеголять друг друга изощренностью и богатством отделки. На пряжках выполняли гравировку, их покрывали эмалью, инкрустировали алмазами, жемчугом и полудрагоценными камнями.




Francisco Goya Jose Monino y Redondo, conde de Floridablanca circa 1783


По сути, они превратились в ювелирное украшение. Туфли изнашивались и выкидывались, пряжки переходили с одной обуви на другую и передавались по наследству.





Laurent Pecheux. Felipe de Borbon y Farnesio, infante de Espana y duque de Parma. Ранее 1765


Высокий статус владельца в глазах окружающих подтверждали не только ценность металла и декорирование, но и размер. Во второй половине XVIII в. пряжки достигли огромной величины. Зачастую они полностью закрывали свод стопы.




Francisco Goya. Retrato del politico y financiero espanol Francisco Cabarrus. 1788




Пряжка XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева. Видите, какой крутой у нее изгиб?


Продолжает рассказывать Назим Султанович: "Стиль таких пряжек называется "Артуа". Большая часть источников, которая находится в моем распоряжении (их не очень много: 3 - 4 книги, посвященные пряжкам и несколько книг про обувь, где пряжки упоминаются) датирует этот вид пряжек с 1770 по 1790 гг.




Francisco Goya. Juan Agustin Cean Bermudez, circa 1792-1793




Пара прямоугольных пряжек с крупными стразами и посиненным стальным механизмом, в коробке. Без клейм. Конец 18-го века. Вероятно, Англия. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Источник фото http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=1382


Основная особенность - прямоугольная форма, большой размер и сильный изгиб. Относилось это как к мужским, так и к женским пряжкам.
Среди других стилевых отличий указывается, что они были менее массивными, часто со стразами.




Пряжка XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева. Чтобы камни ярче блестели, внутри под хрусталем подложена золотая фольга.




Пряжка для женской обуви. Серебро, стразы, сталь. Великобритания. Конец 18-го века. Из коллекции Н. С. Мустафаева




Она же в профиль)



Пряжка XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева. Пряжки со стразами не клеймились, поэтому по ним сложно точно определить производителя.




Пряжка XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева.




Пряжка XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева.




Пряжка XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева.




Пряжка XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь




Пряжка XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева.


Пряжки без страз изготавливались из более тонких полос металла, часто с кружевным эффектом.




Пряжка XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева.


Иногда, чтобы предотвратить воровство, на пряжках из драгметаллов гравировали инициалы.




Инициалы на серебряной пряжке XVIII века




Louis-Leopold Boilly. Portrait of Maximilien de Robespierre, circa 1791


Название пряжек "Артуа" происходит от графа д’Артуа, который после революции 1789 года бежал в Англию и, фактически, был там послом Франции, а впоследствии - королем Франции Карлом Х.
Считается, что именно он ввел в могу огромные пряжки. Пик моды пришелся на 1777 год, когда и возник термин. Свидетели пишут, что вес их мог доходить до 8 - 10 унций, то есть 220 - 280 грамм.




Francisco de Goya. Miguel de Muzquiz y Goyeneche, conde de Gausa. 1783-1785




Траурная пряжка для мужской обуви XVIII века с черными стразами из коллекции Н. С. Мустафаева.


Герой комедии Ричарда Шеридана “Поездка в Скарборо” (1777 год) Лорд Фоппигтон замечает, что если раньше назначением пряжек было удерживать обувь на ноге, то теперь все поменялось и обувь нужна только для того, чтобы удерживать пряжки.




Сатира на мужскую моду 1777 года: гигантские пуговицы и пряжки. Один очевидец вспоминал, что пряжки иногда бывали такими большими, что царапали паркет)


Огромный размер требовал высокого подъема, а для для того, чтобы создать полную симметрию приходилось делать правую и левую пряжку (поэтому на некоторых пряжках есть надписи RIGHT/LEFT).




Пряжки XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева. На этих пряжках написано "правая" и "левая". И они со специальным механизмом.




На такого рода пряжках всегда есть клеймо, по которому можно определить производителя. К тому же, этот механизм запатентован.




Еще одна пряжка XVIII века с механизмом, ниже показано, как он открывается. Сначала нужно закрепить меньшую часть на хлястике (клюше), а потом захлопнуть пряжку.




Пряжки XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева.




Пряжка XVIII века с механизмом из коллекции Н. С. Мустафаева. Украшена черными стразами, что дает возможность предположить, что она была траурной






Francisco Goya.  Retrato de Carlos IV de Espana. 1789




Francisco Goya.  Retrato de Carlos IV de Espana. 1789.  Фрагмент


Конечно, пряжки большого размера были неудобны, так как приводили к преждевременному износу обуви, а кроме того, могли цеплять длинную одежду и, особенно, платье партнерши при танце.




The cotillion dance. James Caldwell - printmaker. March 1771.


В конце 1780-х гг огромные пряжки постепенно вытесняются завязками и шнурками".




Portrait of Nicolas Chвtelain by Johann Friedrich August Tischbein, 1791, Neue Pinakothek. Туфли джентльмена завязаны, а не застегнуты


Пряжки представителей высших сословий делались из золота и серебра, горожане заказывали их из бронзы.



Пряжки для мужской обуви овальной формы. Конец 18-го века. США. c. 1770s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Captain Edward Vernon (1723-1794). by Francis Hayman




Пряжка XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева.




Johann Zoffany. Patrick Heatly (between 1783 and 1787)

Пряжки для мужской обуви. Пара. Серебро, сталь. Производитель: Thomas Ellis. 1790-е. Великобритания. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Источник фото http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=1246




Retrato de Felipe V e Isabel de Farnesio, por Louis-Michel van Loo (c. 1743). Museo del Prado (Madrid).




Retrato de Felipe V e Isabel de Farnesio, por Louis-Michel van Loo (c. 1743). Museo del Prado (Madrid). Фрагмент


Пряжки подобного дизайна есть и у Назима Султановича:



Пряжки XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева. Это комплект пряжек: большие - обувные, маленькие - для бриджей.





Обратите внимание на картине ниже - пряжки обуви и бриджей сделаны в одном стиле.




Pompeo Batoni. Sir Sampson Gideon and an unidentified companion. 1767




Pompeo Batoni. Sir Sampson Gideon and an unidentified companion. 1767. Фрагмент




Пряжка XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева.


Никаких специальных дырочек-блочек, как сегодня на обуви, на хлястиках-клюшах не делали, а просто протыкали ткань очень острыми зубчиками пряжки.




На этом фото видно, какие острые зубчики были у пряжек. И обратите внимание на еще одну прелестную деталь - по центру зубчики смыкаются в сердечко) Рококо!





Здесь на клюшах видны следы от пряжек. Поскольку ткани этой туфельки более 300 лет, то втыкать в нее зубчики - кощунство. Мы только приложили к одной из туфелек пряжку подходящуюю по дизайну и размеру, чтобы показать вам, как приблизительно это выглядело






Хлястики - клюши натягивались, чтобы плотно зафиксировать туфлю на ноге. Если этого не сделать - вывих ноги обеспечен, ведь супинаторов тогда еще не делали.


В этом видео можете посмотреть процесс застегивания:







1749 September - John June




Остроносые туфли из розового дамаста на каблуке, декорированные позументом по союзке. Великобритания. c. 1745. Пряжки серебряные 1780. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Пряжка XVIII века из коллекции Н. С. Мустафаева. На то, что она была сделана для женской обуви, указывает ее размер




"Autumn" by John Collet, Lewis Walpole Library, Yale University.




Женские пряжки XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева. Они были так прелестны, что многие из них потом переделывали под заколки для волос и пряжки для пояска. А из больших, сильно изогнутых мужских пряжек делали браслеты.




Spring 1779 from the Lewis Walpole Collection




Пряжка XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева.




Левицкий Д.Г. "Портрет воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой". 1773




Левицкий Д.Г. "Портрет воспитанницы Императрицы воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой". 1773. Фрагмент




Пряжка XVIII века со стразами из коллекции Н. С. Мустафаева. Меня в ней очаровала своим изяществом сама застежка - "вилочка"


Туфли с хлястиками для пряжек из шелка с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острыми носками. Великобритания. c. 1730. Пряжки со стразами 1775 - 1781. Фото предоставлено Н. С. Мустафаевым.


Великая французская революция в один день отменила моду на роскошь. В Париже в ноябре 1789 г. сессия законодательного собрания открылась тем, что депутаты отдали свои драгоценные пряжки в пользу государственной казны.




Иллюстрация "Патриотический дар известных француженок". 1789 г.


В 1791 г. в Бирмингеме производители пряжек искали аудиенции принца Уэльского (будущего короля Георга IV), умоляя его спасти индустрию от разорения. Он обещал помочь и ввел обязательное ношение пряжек при дворе. Но это лишь немного отсрочило неминуемый конец. В обиходе некоторое время еще оставались небольшие гладкие металлические пряжки, которые носили с повседневной обувью, но и они исчезли к 1810 г."


Но не навсегда. Мода на пряжки, как декоративный элемент, не раз возвращалась.
И вот ниже фото из лукбука Alexander McQueen ОСЕНЬ-ЗИМА 2017/2018 http://www.vogue.ru/collection/autumn_winter2017/menswear/london/Alexander_McQueen/ Так что, если вам досталась пара пряжек по наследству - можете украсить ими свои ботинки и прослыть модником)







От себя лично и от всех своих читателей, хочу сказать большое спасибо Назиму Султановичу Мустафаеву за возможность узнать побольше об обуви эпохи рококо! Какой музей разрешил бы сфотографировать и выложить в сети столько подробных фотографий? И терпеливо отвечал бы по электронной почте на все мои бесконечные вопросы)


Напоминаю, что в тексте поста был использован рассказ Н. С. Мустафаева и информация с его сайта http://www.shoe-icons.com/resources/ages.htm?id=41

Еще посмотреть на пряжки можно здесь: http://www.shoe-icons.com/collection/accessories.htm?age=41&perpage=50

1-ю часть рассказа об обуви XVIII века вы можете прочитать здесь http://la-gatta-ciara.livejournal.com/391832.html

Надеюсь, что в ближайшее время мы еще вернемся к этой теме - в моих планах рассказать вам о реставрации обуви.

Ссылки по теме:

сайт Первого Российского Виртуального Музея Обуви www.shoe-icons.com

интересный блог о моде XVIII века, основанный на модных журналах тех лет "Galerie des Modes" и "Cabinet des Modes" http://mimic-of-modes.blogspot.ru/search/label/18th%20century


Посты на тему XVIII века:

Детский корсет XVII - ХХ веков. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/294652.html

ЖЕНСКОЕ В МУЖСКОМ КОСТЮМЕ. МУФТА http://la-gatta-ciara.livejournal.com/26890.html

МИТЕНКИ http://la-gatta-ciara.livejournal.com/26462.html

Рококо: мужчина в цветах и порхающих бабочках.http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html

Фильм "Мария-Антуанетта" и мода рококо. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/550.html

Рококо и "Барри Линдон": жизнь в отблеске свечей. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/339181.html

Выставка "Три века моды (1715-2016)". XVIII век. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/375149.html

2 комментария:

  1. Спасибо огромное за рассказ. Было интересно и познавательно. Не задумывалась КАк крепились, но всегда нравилось КАк выглядит такая обувь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! Я и сама продолжаю учиться) Раньше у меня не было возможности подержать в руках туфли 18-го века.

      Удалить