пятница, 6 января 2017 г.

Выставка в Эрарте. Творческий дуэт Федерико Феллини - Пьеро Герарди.

Не открою для вас большого секрета, если скажу, что для режиссера - визуалиста всегда очень важно суметь найти своего художника, в том числе, и по костюмам, понимающего его с полуслова. Так появились творческие дуэты: Висконти - Този, Тарсем - Ишиока, Кубрик - Канонеро, Пазолини - Донати. И еще два: Феллини - Донати, Феллини - Герарди.




Слева направо: Пьеро Герарди, Марчелло Мастрояни и Федерико Феллини.



Пьеро Герарди родился в 1909 году в живописном местечке Поппи (провинция Ареццо), получил степень в области архитектуры, но в тридцать лет резко изменил свою жизнь, поступив в Centro Sperimentale di Cinematografia на курс костюма к первому итальянскому профессиональному художнику по костюмам театра и кино Джино Карло Сенсани, одевшим за свою жизнь более 80 кинофильмов.

В послевоенный период фильмы в Италии создавались в тяжелых финансовых условиях, практически, на голом энтузиазме. Герарди занимался не только костюмами, но и сценографией, декорациями - здесь пригодилась его прежняя профессия. Первый совместный проект художника с режиссером Федерико Феллини был фильм "Ночи Кабирии" (1957 г). Так на свет появился творческий дуэт Феллини - Герарди. "Они понимали друг друга, практически, с полуслова, - писал про них Туллио Кезич, - это была какая-то чудесная, очаровательная телепатия".






Кадры из фильма "Ночи Кабирии". Рядом с двумя роскошными жрицами любви в дорогих нарядах, работающими в центре города, проститутка с римской окраины с громким прозвищем "Кабирия" (Кабирия - это героиня одноименного итальянского немого фильма) выглядит нелепо и до слез трогательно. Художник подчеркнул разницу между статусом этих дам с помощью безвкусного наряда персонажа Мазины (с нелестными для актрисы пропорциями) и курточкой из пуха марабу, которая смотрится жалко и вызывающе на фоне дорогого норкового манто...




Костюм Кабирии (Марии Чекарелли) из фильма "Ночи Кабирии" на выставке в Эрарте. Юбка из черной шерсти с фантазийной безрукавкой в полоску, болеро из пуха марабу. 1957 г. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти


Феллини и Герарди вместе сделали фильмы "Сладкая жизнь" 1960,



Кадр из фильма "Сладкая жизнь"




Костюм Сильвии с выставки в Эрарте. Платье-чехол сшит из шелкового бархата, шлейф из шифона цвета слоновой кости. Палантин... написано "из марабу", но, на мой взгляд, из искусственного меха.
Авторство этого платья оспаривают два модных итальянских дома "Гаттинони" и "Сестры Фонтана", но скорее всего, его сшили в театральном ателье Costumepoque (сайт http://www.costumepoque.it/costumi-teatrali-roma-sartoria-teatrale.htm), которому оно принадлежит.



"Восемь с половиной", 1963,




первый цветной фильм Феллини "Джульетта и духи", 1965.



Кадр из фильма "Джульетта и духи"




Трудно, но все-таки можно узнать в этом платье с выставки в Эрарте эротический наряд актрисы Сандры Мило (см. фото выше). И воротник не стоит, и декольте высоко задрано, и головного убора с торчащим "пером" из жесткого капрона нет, вместо него на манекен надет какой-то веночек из маков в стиле Фриды Кало). Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




На фото слева платье, фото которого вы видите выше и ниже...




Фрагмент платья. Черная сетка на черном манекене не дает представления о прозрачности материала...
Насколько оно вызывающе сексуально воспринимается в кино, настолько асексуально выглядит на выставке(




Маки... Вялая линия воротника... Сломан ритм костюма, разрушен образ персонажа...


На всех проектах Феллини Герарди выступал как художник-постановщик и как художник по костюмам, за костюмы к двум из четырех, он получил "Оскар" ("Сладкая жизнь", 1960, "Восемь с половиной", 1963), за фильм "Джульетта и духи" был номинирован на "Оскар" (номинация "лучшая работа художника-постановщика").




Слева с "Оскаром" в руках - П. Герарди. Это его награда за фильм "8 1/2" в номинации "Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)". Феллини держит "Оскар" за "Лучший фильм на иностранном языке".


Фильмы Феллини тех лет были более реалистичны, чем поздние работы. Жизнь богемного Рима 1960-х гг, не лишенная ироничной экстравагантности и поэтичности, показана через элегантные мужские костюмы и женские наряды уровня от-кутюр. Для фильмов Феллини того времени предоставляли костюмы известные итальянские дома мод, в частности, "Валентино", "Ренато Балестра" и "Сестры Фонтана", костюмы для Мастрояни шил известный римский портной Витторио Зеноби.




Кадр из фильма "Сладкая жизнь"




Костюм из льна для героя М. Мастрояни (фильм "Сладкая жизнь"). Ателье "Фарани"




Платье из шелкового фая от "Валентино" тоже снималось в фильме "Сладкая жизнь". Ателье Costumepoque




Кутюрные платья, которые снимались в фильме "Сладкая жизнь", сшиты в Доме мод Ренато Балестра http://www.renatobalestra.it/maisons/. Сейчас они хранятся в ателье "Фарани".




Этого платья не было на выставке в Эрарте, но я не могу вам про него не рассказать. На Аните - Сильвии (фильм "Сладкая жизнь") при посещении собора Святого Петра, мы видим вариант платья "pretino" ("попик"), изначально созданное для Авы Гарднер, и которое Герарди выбрал для главной героини La dolce vita. Чтобы сшить это платье, сестры Фонтана получили разрешение из Ватикана.




Платье "pretino" Авы Гарднер


Главное, не то, кто сшил костюм, а как он работает в фильме. Герарди говорил, что костюм - это не просто оболочка для персонажа; одежда определяет личность и раскрывает характер героя, будь он простым человеком или сюрреалистическим видением.

Герарди, имея архитектурное видение форм и объемов, сам создавал костюмы, достойные подиума. Особенно это заметно на примере его костюмов к рекламной передаче "Карусель Барилла". Это была довольно популярная в 60-х гг передача, в которой сначала шли песня или короткий фильм (мультфильм), а уж затем - рекламный ролик известной фирмы. В 1966 году итальянская марка макарон Barilla попросила режиссера Валерио Дзурлини снять для "Карусели" серию музыкальных клипов певицы Мины. А Герарди придумал для нее эффектные костюмы.




Мина на съемках "Карусели Барилло". Трубки на ее платье однозначно вызывают аналогию со спагетти, не так ли?)




Это платье демонстрируется на выставке в Эрарте. Оно сшито из черного крепа и декорировано трубками из регилина (а не из конского волоса, как написано на табличке. Un collo di crine (ит.) или Horsehair Braid (англ.) - буквально переводится, как "конский волос" или "лента из конского волоса", но так давно уже называют капроновую ленту регилин. https://www.voguefabricsstore.com/Horsehair-Braid/) 1966 г. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




Деталь платья




(Если не отображается ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=T56LqGBsoi0)


А теперь это платье на манекене:



Оно сшито из черного крепа и имеет огромный воротник из плотного капрона. На голове украшение из цветов, выполненных из органзы, и ленточек из тюля (которое у Мины было деталью декольте на спине). 1966 г. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




Деталь




https://www.youtube.com/watch?v=gLO4x1sSfxw#action=share



Мина в платье Герарди на передаче "Карусель Барилло"




Трехслойное платье Мины с выставки в Эрарте. Нижний слой - черный шелк, два верхних из капрона (очень модный в 60-е гг материал) черного и синего цветов. 1966 г. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




Фрагмент




Снова Мина в передаче "Карусель Барилло"




Платье Мины сшито из черного крепа и декорировано перьями фазана. 1966 г. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




Креповое платье для Мины, рукава-фрезы которого сшиты из черного тюля, продублированного капроном. 1966 г. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




Деталь


Присутствует эта архитектура платьев и в костюмах к фильму "Джульетта и духи"



Кадр из фильма "Джульетта и духи"




Платье на выставке в Эрарте. Оно сшито из двух слоев капроновой сетки серого и черного цветов. Не платье, а арт-объект! Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




Деталь




Деталь




Кадр из фильма "Джульетта и духи"




Костюм с выставки в Эрарте. Юбка сшита из конопляной ткани, накидка - изо льна. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти


Феллини говорил: "Фильм - это большая мечта, и цвет является частью языка мечты… Сон выражается через цвет, чтобы передать идеи. "Джульетта и духи" должна была быть сделана в цвете, потому что это действительно сказочный фильм. Это был увлекательный опыт, независимо от сожалений, страха и трудностей ".




Кадр из фильма "Джульетта и духи"




Платье из фильма "Джульетта и духи" на выставке в Эрарте. Сшито из шифона, украшено искусственными цветами. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




Цветы на шляпе. Фото сделано специально для Ирины Мазаник . Мой пост про Ирину http://la-gatta-ciara.livejournal.com/275614.html




Деталь платья


Яркие декорации, обилие модного в 60-е пластика и капрона (почти все вокруг было сделано из BriNylon, даже трава перед домом), контрастные по цвету костюмы, гигантские шляпы… Так осуществлялся переход из реальности в мир сновидений.




Еще одно платье из фильма "Джульетта и духи". Сшито из капроновой сетки, перекрыто сверху черной вуалеткой с огромными ячейками и бархатными мушками. Украшено искусственными цветами. Мануфактура Габриэле Паккия Майер. Частная коллекция The One А. Чинти




Цветы на платье.


Но, как только режиссер стал отходить от неореализма в сторону иронического гротеска, вместе со стилем его фильмов поменялся и художник, с которым он создавал этот воображаемый мир - им стал Данило Донати. Герарди тоже не сидел без дела, он много и плодотворно работал с другими режиссерами. Тем не менее, в истории кинематографа он останется именно соавтором великого Феллини.
Умер Пьеро Герарди в Риме 8 июня 1971 года...



Ссылки по теме:

Фильмография Герарди http://www.imdb.com/name/nm0315662/
http://www.treccani.it/enciclopedia/piero-gherardi_(Enciclopedia-del-Cinema)/
https://it.wikipedia.org/wiki/Piero_Gherardi


Посты на похожую тему:

Выставка в Эрарте. Костюмы Д. Донати для фильмов Ф. Феллини. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/388685.html

«Театральное ателье Фарани» и фильмы Пазолини: изобретая новые ткани.http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369243.html

Художник по костюмам Данило Донати: певец Ренессанса. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/121065.html

Рококо и "Барри Линдон": жизнь в отблеске свечей.http://la-gatta-ciara.livejournal.com/339181.html

"Запределье" Тарсема – Ишиоки: воспоминания о детстве. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/91840.html

2 комментария:

  1. Какой чудесный пост, сколько красок, названия тканей:креп, фай, лён...нет, с первого захода всё не рассмотришь, надо вернуться, смотреть, медленно крутя колёсико мышки...хочется найти и посмотреть фильм "Джульетта и духи". Спасибо , что показали и рассказали!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста!) Рада, что Вам понравилось! Выставка вдохновляющая)

      Удалить