среда, 7 октября 2015 г.

Коллекция А. Приймака. Часть 3. Кринолины.


Продолжаем знакомиться с коллекцией дамского белья Антона Приймака.

Сегодня речь пойдет о кринолинах.















Рассказывает Антон: "Эта нижняя юбка на пухлых ватных жгутах (1840 г) - так называемая "предвестница" кринолина. Мягкая нижняя юбка обеспечивала пышный и легкий объем, соответствующий требованиям моды своего времени. (Из коллекции А. Приймака).



by David Octavius Hill, and  Robert Adamson, calotype, 1843-1848

Фото 1840-х гг.





На этом фото вы видите кринолин - клетку (1855 - 1857 гг). Конструкция составлена из металлических обручей, соединенных между собой широкой хлопчатобумажной тесьмой. На талии опасная металлическая пряжка. (Из коллекции А. Приймака).
Такой классический кринолин-клетку в России в 50-х и 60-х гг XIX века называли «кажами».
Слово «кринолин» в 1860-х гг относилось к юбке с вшитыми обручами.






Кринолин - юбка с вшитыми металлическими обручами. Очень мягкий и элегантный. Силуэт кринолина соответствует последним требованиям моды своего времени (1868-1870 гг.). Из коллекции А. Приймака.




Фото 1860-х гг.


И это большая принципиальная разница: если в модных журналах того времени писали о кринолинах, то подразумевалась юбка, а если писали «кажа», то имелся в виду такой предмет. А уже потом, в 1870-х, слово «кажа» отошло, и в 70-х и 80-х гг XIX века уже все эти вещи назывались кринолинами. А для нас уже слово «кажа» совсем непонятное, когда я с ним впервые столкнулся, то подумал: «что это такое?». Такие вещи предлагали носить для прогулочного костюма или дома, для балов все-таки предлагались кринолины. Кринолин для дома мог быть из более плотной ткани, для вечера, для визитного костюма, кринолин для бала можно было сделать из более тонкой ткани (кисея, батист, муслин), там тоже вшивались обручи

Кринолины – очень мягкие, очень легкие, они совершенно комфортные.




Кринолин в сложенном состоянии




Антон демонстрирует мне гибкость и подвижность конструкции кринолина. От себя скажу: кринолин легчайший!





Садясь в таком кринолине, не надо было приподнимать обручи.
Каждый обруч сделан из тонкой металлической пластины, наподобие часовой пружины, она плоская, в срезе там прямоугольник.





Эту пружину оплетали на специальных станках хлопчатобумажной нитью, а потом женщины собирали кринолины на деревянных формах.





В зависимости от того, как менялась мода, менялось деревянное основание определенного силуэта, на который уже потом набрасывались обручи, каждый садился на свое место, поскольку форма расширялась, потом все это скреплялось тесьмой.






Кринолин-клетка (кажа) изящной формы, соответствующей линиям дамской моды второй половины 1860-х годов. Мягкие металлические обручи, кожа и хлопчатобумажная тесьма. Пояс фиксируется на талии декоративной пряжкой-застежкой, 1866 - 1870 гг.. Из коллекции А. Приймака.



Кринолины и заблуждения.


В конце 1850-х годов любили высмеивать "кринолиновую тему".






Сегодня, глядя на эти фото, многие думают, что дамы того времени путешествовали без кринолинов, которые ехали отдельно, багажом.


Например, эти фото, которые ВСЕМИ принимаются за чистую монету и все считают, что так оно и было на самом деле! Но эти фото карикатурного характера, сделанные для стереоскопов, которые были очень популярны во второй половины XIX века. Аналоги этих сюжетов печатались в журналах в нарисованном виде.













Есть еще известные снимки, где на женщину в огромном каркасе служанки опускают юбку на палках и проч.....












И весь интернет верит, что это так и было! Но опять же, повторюсь, что это лишь карикатурные сюжеты, высмеивающие моду. Они имели мало общего с действительностью. Например, чтобы снять и надеть кринолин, даме пришлось бы раздеться до корсета. Чисто технически, стянуть его из-под платья, а потом натянуть обратно, невозможно. Причем на фото и не кринолины вовсе. Почему на таких снимках можно увидеть какие-то несуразные каркасы из 3-5 обручей, далекие от настоящих кринолинов с тонкими обручами, в количестве от 20 до 50 обручей на каждом?




картинка для стереоскопа




Настоящий кринолин


Точного ответа нет, но есть предположение. Дело в том, что заснять настоящий кринолин, скорее всего, было очень сложно: в то время процесс фотосъемки заключался в том, что камера в течение нескольких минут вбирала в себя изображение. Люди должны были не двигаться все это время. Настоящие большие кринолины очень трепетны. Они колышатся и дрожат от любого небольшого движения или сотрясения.




Антон Приймак на практическом занятии. На этом фото вы видите, что даже современной камере сложно зафиксировать кринолин в движении. (Фото из архива А. Приймака)


Мне попадалось фото, на котором была женщина в реальном большом кринолине с тонкими обручами. При общей четкости снимка, каркас получился призрачным, почти незаметным на фото. Думаю, чтобы избежать такого эффекта и усилить комичность сюжета, для подобных карикатурных фото делали такие корявые каркасы с несколькими крупными обручами.


Надувные кринолины.

Эта информация сохранилась только в периодике, в карикатурах, в книгах по истории костюма об этом не пишут: был короткий период в 1850-х гг., когда юбки расширились так, что объема, создаваемого обычным кринолином на конском волосе не хватало. Поэтому были придуманы юбки из каучука, которые надувались и служили основой для очень широкого платья. И даже сохранились редкие карикатуры на эту тему.








Глядя на картинки, все думают, что это кринолин на обручах. Но нет. Как выглядели эти надувные каркасы в реальности, мы не знаем, к сожалению, т.к. они не сохранились. Каучук, из которого они были сделаны, давно истлел.
Однако, необходимо понимать, что изображения таких предметов на карикатурах крайне схематично. Среди них есть и такая, изображающая, как горничная раздувает подобную каучуковую юбку мехами:





Но эти надувные юбки не прижились и быстро вышли из употребления. Скорее всего, по причине того, что часто взрывались. На этот счет, остались смешные свидетельства современников, которые я обязательно вставлю в мою книгу.



Кринолины конца XIX века.


Наши книги пишут, что кринолины вышли из моды в 1867 – 69 гг. Но в 1880 –х еще носили узкие кринолины, они еще существовали, это не анахронизм, их не донашивали, нет – был моден узкий кринолин. Например, вот этот кринолин был моден около 1870 г, он расширяет платье конусом.






Узкий кринолин-клетка невероятно изящной формы. Во второй половине 1870-х годов, несмотря на стройность женского силуэта, роизводители кринолинов по-прежнему не отстают от моды и предлагают новинки, без которых не может обойтись ни одна дама. Небольшой турнюр и клетка в нижней части, призванная поддерживать длинный хвост платья. Тонкие металлические обручи, хлопчатобумажная тесьма; шнуровка и опасная металлическая пряжка, 1877 - 1880 гг. Из коллекции А. Приймака.






Это узкие кринолины около 1880-го года.





Один из них слегка расширяется колонной книзу и придает небольшой объем сзади. Это эпоха цельнокроеных платьев стиля «принцесс». (Из коллекции А. Приймака)




Модная картинка, справа на ней изображено платье кроя "принцесс".


У нас почему-то ошибочно считают эту эпоху эпохой натуральных линий в костюме. Это неправильно. Поскольку платье имитировало силуэт тела, то женщины стремились довести силуэт до идеала: кто-то подкладывал накладную грудь, кто накладные бедра, и турнюр маленький, но был. 1880-е – это года, когда существовали и кринолины узкие, и турнюры. Этот кринолин позволял юбке иметь форму округлой колонны, вспомните «Жестокий романс», там при ходьбе у Ларисы Гузеевой прорисовываются ноги.





В 1880-е гг часто был моден силуэт юбки в виде колонны и кринолин поддерживал эту форму, и ткань не должна была путаться между ног. Иногда, если ставилась такая задача, спереди юбка без кринолина, действительно, обтягивала ноги.







Красный кринолин – это классика того времени, когда обручи идут только внизу.





Они расширяют подол юбки, а сверху можно было надеть маленький турнюр. В зависимости от того, какого силуэта было платье, можно было надеть тот или иной турнюр. Красный цвет для кринолина - это большая редкость, цветные кринолины делали, но редко.




Queen Victoria, Grand Duchess Marie Alexandrovna (Duchess of Edinburgh) and Princess Beatrice, 1877


Иногда тяжелые бальные платья в 1890-м гг сажали на кринолины.





Они были запатентованы, это было третье возвращение кринолинов в XIX веке на два года (1895-96 год): изготавливались и продавались кринолины для широких вечерних и бальных платьев. Это было не повально и в повседневной жизни они не использовались".











Ball gown, House of Paquin, 1895. Costume Institute of the Metropolitan Museum of Art


Вот такой интересной информацией поделился с нами Антон, за что я (и, надеюсь, вы) его искренне благодарю!
Продолжение следует!))

Комментариев нет:

Отправить комментарий